Как уже сообщал AUTO-Consulting, Министерство экономразвития и торговли, возглавляемое Петром Порошенко, сделало выводы по итогам спецрасследования, инициированного в 2011 году ассоциацией «Укравтопром». МЭРТ очевидно будет рекомендовать Межведомственной Комиссии по Международной Торговле принять следующие меры: ввести сроком на три года специальную пошлину на автомобили с объемом двигателя 1-1,5 л – в размере 6, 46%, а на автомобили с двигателями 1,5-2,2 л – 15,1%. В середине мая Комиссия уже может вынести свое решение, а учитывая, что формально она координируется МЭРТом, не трудно догадаться каким может быть ее решение. Кому же выгодно данное решение? |
Кто «мутит воду»?
Напомним, что в 2011 году ассоциация «Укравтопром» инициировала данное расследование, мотивируя его ущербом со стороны иномарок нанесенным интересам украинских автопроизводителей в период 2008-2010 гг. Формально ассоциация выступала от имени «КрАСЗ", "ЗАЗ" и "Єврокар" (завод «Богдан» даже не значился в числе инициаторов, но затем приобщился к расследованию). Главный аргумент – падение объемов производства на украинских автозаводах на 78,9%, с вытекающими отсюда последствиями по сокращению загрузки, прибыли и т.п. На этом фоне заявитель утверждал о росте доли импортных автомобилей на украинском рынке и обвинил их в плачевном состоянии украинского автопрома.
AUTO-Consulting напоминает, что с конца 2008 года по 2010 гг украинский рынок погрузился в небывалый кризис, вызванный последствиями финансового кризиса. Так, автомобильный рынок сократился с 600 тыс. авто до 160 тыс. авто, притом в первые месяцы спад достигал 75-80%. На фоне такого торможения автопродаж в Украине оказались избыточными мощности 4-х автозаводов, рассчитанные под рынок в 600 тыс. в год. В новейших условиях потребности украинцев покрыл бы и один автозавод, но ситуацию начали усугублять еще и поставки иномарок с российских автозаводов, которые один за другим начали запускаться. Как только автозавод из России открывал экспортные поставки, его продукция тут же становилась бестселлером в Украине, ведь на иномарки из России нет вообще пошлины. Первым украинский рынок покорил Hyundai Accent, который всего за несколько месяцев став бестселлером в Украине, затем настал черед Volkswagen Polo, Renault Logan, Kia Rio. Украиский рынок значится в приоритетах и для поставок Peugeot, Citroen, Mitsubishi, а со временем Nissan, Toyota, Ford, General Motors и др.
Ассоциация «Укравтопром» в своем заявлении настаивала на специальной пошлине в размере 33,4% и 47% дополнительно к ныне существующей 10% пошлине на импорт легковых автомобилей по двум кодам ТВЭД для авто с двигателями 1000 – 1500 см³ и 1500 – 2200 см³, притом на весь импорт, включая беспошлинный из России. Но в МЭРТ были другого мнения и предлагают ограничиться пошлинами 6,46% и 15,1%.
В AUTO-Consulting проанализировали модельную линейку украинских автозаводов. Так, ЗАЗ выпускает автомобили Lanos, Forza, Vida, которые в основном комплектуются двигателями 1399 см3 и 1497 и 1498 см3, то есть попадают в диапазон 1-1,5 л и который МЭРТ предлагает защитить дополнительной пошлиной 6,46%.
Завод «Еврокар» в основном выпускает автомобили Skoda с двигателями 1198 и 1390 см3, и автомобили с моторами 1595 см3 и 1798 см3, но основная ставка делается на второй диапазон, который МЭРТ предлагает защитить спецпошлиной 15,1%.
Завод «КрАСЗ» в основном выпускает автомобили Geely с бензиновыми двигателями 1498 см3 (доппошлина 6,46%), а также Ssang Yong с дизельными двигателями 1998 см3, которые не относятся к кодам УКТЗЕД 8703 22 10 00 и 8703 23 19 10 и не подлежат защите.
Завод «Богдан», который приобщился к расследованию не сразу, выпускает автомобили Lada-Богдан с двигателями 1596 см3, а также Hyundai Tucson с мотором 1975 см3. Такие авто МЭРТ предлагает защитить дополнительной пошлиной 15,1%.
Реакция автопроизводителей на выводы МЭРТ
AUTO-Consulting обратился в Ассоциацию «Укравтопром» и попросил прокомментировать выводы Министерства экономразвития. В ответ нам сообщили:
В соответствии со Статьей №8 Соглашения ВТО «О специальных защитных мерах», в рамках проведения специального расследования, Украинская сторона в лице Министерства экономического развития и торговли, должна провести консультации с заинтересованными странами-членами ВТО. Учитывая конфиденциальность этого процесса никто, в том числе и наша ассоциация не располагает документально подтверждённой информацией о результатах расчётов и предложениях МЭРТ о размере специальной пошлины.
Ассоциация «Укравтопром» считает, что процессы, которые были запущенны специальным расследованием, являются природными. Сейчас это вопрос государственного и ведомственного уровня. Исходя из норм и практики ВТО, ещё очень рано давать оценку гипотетическим действиям которые ещё не были предпринятыми.
Не понятно по какой причине, в корпорации «Богдан» также не смогли ответить о своем отношении к выводам ведомства Петра Порошенко. В Группе компаний «АИС» официально нам не сообщили о своей реакции на выводы Минэкономразвития, но неофициально подтвердили, что особой защиты пошлина 6,46% для их гаммы автомобилей не принесет, а внедорожники Ssang Yong на КрАСЗ выпускали и без всяких дополнительных пошлин.
Председатель Наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин аргументировал AUTO-Consulting необходимость применения защитных мер:
«Как известно, специальные пошлины вводятся с целью защиты внутреннего производства от возрастающего импорта. Ввиду этого, данное решение, безусловно, окажет положительное влияние, в первую очередь, на отечественное производство. До кризиса, у нас уже был большой собственный авторынок: состоянием на 2008 г. доля отечественных авто составляла более 60%. К началу 2012 г. она снизилась почти до 30%, что крайне негативно сказалось на платежном балансе. Как известно, государства - члены ВТО могут применять защитные меры и возбуждать спец расследования в случае падения национального производства, это обычная и весьма распространённая практика. Пользуясь этим правом, другие страны-члены ВТО уже открыли 32 специальных расследования против Украины.
Повышение пошлин должно создать экономические предпосылки для развития производства непосредственно у нас в стране тех марок авто, которые сегодня импортируются.
И если, по нашим прогнозам, к 2020 году объем продаж авто на отечественном рынке достигнет 1 млн. автомобилей в год при существующих производственных мощностях на 420 тыс. авто в год, открывается потенциал для еще 680 тысяч. Эту долю рынка могут занять 5-6 крупных производителей, выпускающих продукцию не только для Украины, но и для других стран.
Применение специальных мер откроет путь к введению выпуска новых моделей и новых марок авто, станет толчком для повышения привлекательности объекта для иностранных инвесторов в связи с большей выгодой производства автомобилей в рамках Украины. С учетом этого, наш завод «Еврокар» планирует осуществить запуск полномасштабного (CKD) производства, нарастив объемы производства легковых автомобилей до 100 тыс./год. Уже на сегодня на заводе «Еврокар» установлено и подготовлено к работе оборудование, отвечающее самым высоким требованиям стандартов качества, в производственном процессе используются самые современные подходы, европейские технологии, высококачественные робото-комплексы. Такие перспективы обеспечат повышение загрузки производственных мощностей завода, полномасштабный формат производства автомобилей и значительное повышение уровня локализации, что свою очередь обеспечит создание новых рабочих мест.
Прибыль, полученную от масштаба производства, можно будет направить на создание в Украине полномасштабного производства автомобилей, привлечения инвесторов для создания производства комплектующих и компонентов и поэтапное формирование автомобильного кластера в Украине, что в свою очередь поможет вывести Украину на уровень мирового производства. Также вырученные средства позволят развивать смежные отрасли производства: это позволит восстановить и создать рабочие места не менее чем для 167 тыс., в том числе около 37 тыс. человек в производстве легковых автомобилей. Такие шаги сделают автомобилестроение в Украине инвестиционно привлекательным, а рынок Украины - привлекательным для бизнеса, который ставит целью именно производство автотранспортных средств в Украине» - резюмировал Олег Боярин.
Реакция автоимпортеров на угрозу повышения пошлин
Импортеры автомобилей, в интервью AUTO-Consulting, отмечают, что решение о введении спецпошлин уже было в истории авторынка в 2009 году, когда сроком на полгода была введена 13%-ая «терехинская» надбавка. Ни к чему, кроме как к потерям для бюджета это не привело, ведь импортеры также являются крупнейшими налогоплательщиками. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко бюджет может недополучить 1,23 млрд. долларов.
Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария» (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA); генеральный директор компании «АВТ Британия» (Aston Martin Kiev) еще более категоричен:
«Я не думаю, что это приведет к развитию производства в Украине, поскольку всевозможные пошлины повышались на протяжении 20 последних лет, и это ничего не дало нашему отечественному автопрому. У нас только собирают автомобили, а это слабо можно отнести к производству, а соответственно к созданию новых рабочих мест.
Для того чтобы пришли иностранные инвесторы в автопроизводство, необходимо создать им соответствующие условия, чего в нашей стране пока не происходит. Пока в Украине не будут приняты достаточно жесткие меры относительно инвестиционного климата и максимального приоритета для инвестиций, я не думаю, что что-то измениться.
Как показал предыдущий опыт повышения процентной ставки на 13 % на полгода, все продажи автомобилей просто замерли на этот период, и в действительности, достаточно серьезно пострадал весь автомобильный бизнес, это не помогло ни сборщикам, ни импортерам автомобилей. Поэтому, мне кажется, данные нововведения, вряд ли помогут нам, а, тем более, бюджету страны» - считает Александр Тимофеев.
.
Олесь Шкуратов, маркетинг-директор "Пежо Украина"
«Такое решение ударит в первую очередь по украинским автолюбителям, так как существенно ограничит их выбор моделями, производимыми в Украине методом крупноузловой сборки. Пострадает, безусловно и автобизнес в целом - ведь на наиболее популярные двигатели пошлина возрастет до 25%, а это около 30% роста цен на уровне розницы.
Вряд ли такое решение приведет к развитию полноценного автопроизводства в Украине. Фактически импортеры окажутся в еще более неравных условиях. Ведь сегодня при импорте одного автомобиля в бюджет государства платится более 1500 дол США различных платежей, а с машинокомплекта - 100 евро.
По моему стойкому убеждению, инвесторы и автопроизводителя придут только тогда, когда инвестиционный климат в стране станет нормальным. Для любых инвестиций важна стабильность, тем более это справедливо в отношении таких "долгоиграющих" проектов как автосборка. По результатам прежнего "стимулирования" отечественного производителя отчетливо видно, что административное регулирование эффекта не дает. Должны быть созданы равные для всех, прозрачные и стабильные условия для инвесторов и тогда они возможно придут», - резюмировал Олесь Шкуратов.
Будет ли повышение пошлин?
Все опрошенные AUTO-Consulting автоимпортеры намерены активно бороться с возможным введением спецпошлин и будут аргументировать свою позицию не только в СМИ, но и привлекают на свою защиту посольства, европейские институты и т.д. Кроме того, по процедуре МЭРТ еще должно провести консультации с заинтересованными странами-членами ВТО, которые будут явно не в восторге от ограничений для продукции из многих стран. Очевидно, что нет былого единства и в команде украинских автопроизводителей, ведь далеко не всем выгодны озвученные ставки дополнительной пошлины. Ясность в вопросе спецрасследования появится не раньше середины мая, когда пройдут первые раунды консультаций.
Инф. AUTO-Consulting
Спецрасследование против иномарок завершится дополнительной пошлиной в 15% на три года
|
|