Сначала были "Жигули"
История появления этого наименования по, сути, недавняя, но, оказывается, изрядно подзабыта не только благодарными потомками, но и самими участниками событий.
По общепринятой версии, имя у тольяттинского автомобиля появилось в результате едва ли не всесоюзного конкурса. Якобы в прессе объявили условия, и полетели со всей страны послания. Всего писем и телеграмм набралось около 30 тысяч. Придирчивая госкомиссия отобрала восемь штук, а конструктор А. Черный предложил еще одно - "Жигули". Оно-то и было утверждено правительством.
|
Однако есть и другое мнение. Принадлежит оно конструктору Геннадию Ляхову, а достоянием общественности стало в прошлом году, после выхода в свет сборника воспоминаний конструкторов-ветеранов ВАЗа под поэтичным заголовком "Высокой мысли пламень". Вот цитата из Геннадия Алексеевича: "Однажды, где-то в середине февраля (1967 года. - А. Ш.), Поляков поставил перед Поспеловым (заместитель первого главного конструктора ВАЗа В. Соловьева. - А. Ш.) задачу - придумать название для автомобиля, который будет выпускаться на новом заводе. Через два дня работы в библиотеке НАМИ с материалами (журналы, энциклопедии) мною было выставлено на голосование порядка восьми названий. К ним по предложению А. М. Черного добавили "Жигули". В результате голосования в двух турах было выбрано название "Жигули", которое и было утверждено Поляковым и сообщено на FIAT. Это было задолго до всех конкурсов различных журналов..."
Как бы там ни было, но название "Жигули" просуществовало недолго. В начале 70-х ВАЗ со своими автомобилями вышел на международный рынок, и вот тут-то случился казус. Мало того, что для иностранного уха название вазовской машины было весьма непривычным. Так сразу в нескольких языках оно имело не очень-то приличные созвучия. В этом смысле особенно отличился венгерский язык, в котором есть выражение, звучащее как "щикули". Перевод абсолютно нецензурный. Таким образом, по крайней мере на международной арене судьба "Жигулей" была предрешена.
Венгерский сундук
"Человек, придумавший название "Лада", существует, - убежден нынешний главный конструктор АВТОВАЗа Петр Прусов. - Но его имя истории неизвестно..." А ведь прошло всего ничего - 27 лет. Именно с 1973 года у "Жигулей" появилось наименование для закордонного, так сказать, пользования.
Задача была поставлена предельно простая: новое название должно быть звучным, коротким и красивым. Чтоб иностранцам понравилось. После целенаправленного поиска остановились на "Ладе". Очевидцы не берутся судить о причинах этого выбора. Кто-то вспоминает популярную песенку "Хмуриться не надо, Лада". Другие проводят аналогию с заводским товарным знаком "Ладья", который появился на свет чуть ли не одновременно с "Жигулями". Якобы созвучие с женским именем навело на мысль дать последнее автомобилю. Одно точно: новое имя сразу всем понравилось. Но с торжественными крестинами не спешили. Проверить "Ладу" на благозвучность решено было с особым тщанием. На счастье, никаких накладок обнаружено не было. Если не считать, что на венгерском языке близкое по звучанию слово обозначает "сундук", а хорватском подобное слово обозначает "ларь, ларец".
Сегодня "Лада", если так можно выразиться, главный брэнд "АВТОВАЗа". Это наименование практически вытеснило "Жигули". Во всяком случае вазовские функционеры, маркетологи - все те, кто занимается продвижением продукции автогиганта на рынке, не подошедшее иностранцам имя не употребляют.
Вазовский "сателлит"
Спустя десять лет история с первоначальным выбором неудачного брэнда повторилась. Образно выражаясь, тольяттинцам суждено было не только еще раз наступить на грабли, но и войти дважды в одну и ту же воду. На этот раз вазовцы промахнулись со "Спутником" - брэндом модельного ряда "восьмого" семейства. Выяснилось это очень быстро - как только "восьмерку" стали продвигать за рубежами нашей Родины.
"Мы думали, - вспоминает Прусов, - что слово "спутник" известно во всем мире и его понимают все. На деле все вышло иначе. Оказалось, что хождения оно не имеет, а по большей части люди пользуются переводами. Где-то переводили его как "сателлит", а где-то еще иначе..."
В 1985 году перед руководством завода встала задача переименовать "Спутник". Учитывая опыт прошлых лет, к работе сразу же был привлечен "Автоэкспорт". У Петра Прусова в памяти осталась только фамилия одного из его сотрудников - Пономарев. Ему-то и выпала честь дать новому для того времени автомобилю имя. После отбора на суд было вынесено шесть вариантов, но по настоянию Пономарева остановились на "Самаре". Стоит вспомнить, что в середине восьмидесятых наш областной центр еще был Куйбышевом, а не Самарой.
С "Самарой" связана любопытная история. Имя "восьмерке" со "Спутника" на "Самару" решили поменять окончательно и бесповоротно, но по бытовавшей в то время традиции автомобили с конвейера сходили в двух исполнениях - для внутреннего рынка и для международного. Соответственно было два варианта написания названия: "Самара" и "Samara". Стоит ли удивляться тому факту, что с некоторых пор на участке, где таблички с названием устанавливались на кузов, "Самар" оставалось больше, чем "Samara": внутри страны машины с надписью латиницей и стоили дороже, и расходились быстрее. В общем, пришлось надпись унифицировать - с конвейера пошли только "Samar"ы".
Легенда о "Ниве"
Название вазовского внедорожника - одно из самых удачных. Оно звучно и красиво. Его не пришлось менять, подстраиваясь под иностранцев.
Кто и как придумал это название, нигде не описано. Даже причастные к созданию ВАЗ-2121 говорят лишь об ассоциациях, которые у них вызывает название "Нива". Нетрудно догадаться, что они связаны с хлебными полями и луговыми просторами. Но вот у нынешнего главного конструктора АВТОВАЗа есть своя версия появления названия "Нива": "Это аббревиатура из первых букв четырех имен: двух моих дочерей - Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа В. Соловьева - Вадима (или Владимира) и Андрея..."
Красивая легенда, и "Нива" ее достойна.
Брэнд "Нива" настолько раскручен, что новый вазовский внедорожник с заводской маркировкой ВАЗ-2123 пойдет также под именем "Нива". Маркетологи в качестве образца приводят пример с "Фольксвагеном Гольфом": уже четвертый раз под этим названием появляется новый автомобиль. Из этих слов можно понять, что у "Нивы" еще большое будущее, потому как -2123 - лишь второй автомобиль под ставшим популярным во всем мире брэндом.
Пальцем в "десятку"
Кампанию вокруг "Лады-110" на АВТОВАЗе называют первой попыткой раскрутки брэнда модели. Первый блин едва не вышел комом.
Прежде всего потому, что этим приходилось заниматься тогда, когда у всего "десятого" семейства не оказалось своего оригинального названия. Первоначально предполагалось по пошедшей с "Самары" традиции дать "десятке" какое-нибудь имя. На предварительном этапе было отобрано два варианта - "Афалина" и "Посейдон". Однако по каким-то причинам на комитет по стратегическому планированию - орган, который принимает судьбоносные решения, - варианты по названию "десятого" семейства так вынесены и не были. Зато появились "Лада-110", "Лада-111", "Лада-112".
По словам заместителя начальника управления по маркетингу Александра Бредихина, употребление цифр в названиях моделей - дело нередкое. Так, например, поступают производители "Ауди", "БМВ", "Пежо", которые различают свои модели только по номерам. Но абсолютно всегда цифры несут в себе определенную информацию. Иногда это класс автомобиля, порой цифрами обозначается серия, довольно часто - объем двигателя и его мощность.
Но случай с той же "Ладой-110" особый. Эти цифры не несут никакой информации. А получились они очень просто - путем усекновения производственного конструкторского наименования. Из имеющего внутризаводское хождение названия ВАЗ-2110 убрали только цифру "2", указывающую на класс автомобиля, да "ВАЗ" поменяли на брэнд "Лада".
Теперь страна вынуждена привыкать к новому обозначению вазовской продукции. Привыкание идет не всегда гладко. Когда в Тольятти вернулся герой Сиднея-2000 Алексей Немов, АВТОВАЗ наградил олимпийского чемпиона автомобилем - новейшей модификацией "десятки" ВАЗ-21108. Генеральный директор - президент Алексей Николаев оговорился и назвал "сто восьмую" модель "восьмеркой". В самом деле, довольно странно получается, что базовая модель имеет нумерацию "110", а ее улучшенные модификации соответственно обозначаются как "102", "103", "106", "108".
Находчивые дилеры
У заграничных партнеров АВТОВАЗа нет времени на привыкание к новому и необычному брэнду, им нужно думать о продажах. Поэтому зарубежные дилеры сами решают как им быть - продвигать предложенный Тольятти брэнд или придумывать что-то свое.
В Греции у АВТОВАЗа работает одна из самых успешных дилерских фирм - "Лада Элас". Новинке "Ладе-110" они заранее придумали новое имя - "Лада Либра" (это знак зодиака Весы). Под этим наименованием "десятка" стала расходиться весьма успешно.
Однако греки чуть было не лишились "Лады Либры". Спустя некоторое время вдруг на рынке объявилась "Лянча Либра" производства концерна "ФИАТ". По-видимому, название так и витало в воздухе, что сразу два крупных производителя обратили на него свое внимание. (А может, сыграло родство двух автомобильных фирм?) Автомобили были совершенно разных классов, но с одинаковым названием на рынке им места не было. Так у АВТОВАЗа с ФИАТом возник спор. Из-за того, что греки все-таки зарегистрировали свое название раньше, ФИАТу ничего не оставалось, как пойти на уступку. В написанном латиницей названии в слове "Либра" они поменяли одну букву: вместо "i" вставили "y". Произносится так же, но пишется иначе.
Творческий настрой "Лады Элас" на "десятке" не иссяк. Для "сто третьей" модификации "десятки" они придумали другое зодиакальное наименование - "Аквариус" ("Водолей").
Не сказать, чтобы практика зарубежных дилеров придумывать оригинальные имена была повсеместной, но иногда это просо необходимо. Так было во Франции, когда на рынке появились "девяносто девятые". За границу они пришли с опозданием, на пять лет отстав от первых "Самар" - "восьмерок" и "девяток". Чтобы у покупателей не возникало ненужных ассоциаций с уже устаревшими моделями, решено было дать "99-й" свое имя. И появилась "Лада Сагона", взявшая в качестве имени название популярного курортного местечка. Ход сработал.
Возможно, находки западных партнеров автогиганта пригодятся и на родине "десятки". Не исключено, что после глубокой модернизации или ристайлинга "Лады-110" (а планы по усовершенствованию этого автомобиля уже имеются) придется подумать и о новом имени для машины. Вот тогда-то и можно будет вспомнить о зодиакальном направлении.
"Калина" - последняя импровизация
Как уверяют в управлении маркетинга АВТОВАЗа, на ближайшие 5-7 лет с брэндами все ясно. Все планирующиеся к выпуску в ближайшее время модельные ряды и модели именами уже обзавелись. Речь идет прежде всего о машинах семейства "Калина". Своим симпатичным именем ВАЗ-2118 обязан дизайнерам, придавшим этому автомобилю современные формы. Благодаря такому стечению обстоятельств удалось избежать той промашки, что случилась с "десяткой", и уже сейчас в головах потенциальных потребителей прочно осело это красивое название, вызывающее множество приятных ассоциаций.
Пауза в творческом процессе придумывания названий будет весьма кстати для становления недавно созданного управления по маркетингу. Ведь именно этому управлению предстоит рождать предложения по именам для новых моделей "Лад". Время творческих импровизаций, когда названия будущих автомобилей появлялись спонтанно, стало уже историей.
|
|