Международные эксперты и отечественные аналитики проанализировали последствия введения спецпошлин и рассказали об этом на Круглом столе «Введение специальных мер на импорт в Украину легковых автомобилей – первый шаг реализации программы импортозамещения в нашей стране». Многие высказывания и выводы экспертов были достаточно неожиданными. Кроме того, корреспондент AUTO-Consulting выяснил, как все эти изменения отразятся на простых покупателях. |
Собравшийся на Круглый стол экспертный совет был достаточно представительным. Эксперт в сфере развития автомобилестроения, экс-президент GM Европа (Германия) Ник Райлли, президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Михаил Резник, внештатный советник президента Украины Дмитрий Выдрин и ведущий аналитик, инвестиционной компании «АртКапитал» Алексей Андрейченко.
Напомним, что поводом для Круглого стола стала публикация в газете "Урядовий Кур'єр" решения Межведомственной Комиссии по международной Торговле, которым сроком на 3 года вводятся дополнительные специальные пошлины на ряд автомобилей независимо от страны происхождения. Эти защитные действия Комиссия ввела по результатам специального расследования, которое было инициировано еще 30.06.2011 года "ЗАЗом", "Еврокаром" и автосборочным заводом №2 "Автомобильной компании Богдан Моторс". Само решение датировано еще 28.04.2012 г, но было опубликовано 14.03.2013 года и должно вступить в силу с 13 апреля нынешнего года. Спецпошлины составляют для автомобилей с бензиновыми моторами объемом до 1,5 л – 6,46%, для автомобилей с бензиновыми моторами объемом 1,6-2,2 л – 12,95%.
Минэкономики: Если бы мы не ввели спецпошлины, то альтернативы импорту авто уже бы не было
Будет ли автомобильный апокалипсис из-за спецпошлины? Мнение экспертов
Неожиданные высказывания
Журналистов, предполагавших, что на Круглом столе их ждут стандартные призывы к патриотизму, удивило выступление Ника Райлли. В частности, этот эксперт с мировым именем сказал, что Украина не имеет значительных природных ресурсов (таких, как в России – газ, а в Эмиратах – нефть). А значит - наша экономика должна базироваться на производстве. И как раз автомобильное производство является ключевым для экономики в целом.
В прошлом столетии, сказал господин Райлли, его родная Великобритания не поддержала собственный автопром, и сегодня столкнулась с проблемой, как его возродить, и возможно ли теперь это сделать в принципе.
В Словакии будут выпускать внедорожники Bentley
Президент GM Europe: Нельзя стать автомобильной державой случайно
Практически то же сказал и Дмитрий Выдрин. По его словам, при встрече с бывшим канцлером Германии, Герхард Шредер сказал ему, что своей наибольшей ошибкой считает вывод автомобильного производства за пределы Германии. Если бы у него была такая возможность, сказал Шредер, он бы не смотря на все протесты «зеленых», вернул бы все производство из Южной Америки и Юго-Восточной Азии обратно в ФРГ.
Эти высказывания подтверждают важность автомобильной промышленности. Как особо подчеркнул Ник Райлли, иначе и быть не может. Ведь 1 рабочее место в автопроме создает еще 6-7 рабочих мест в смежных отраслях по производству компонентов, продаже и обслуживанию авто. Плюс – рабочие места в добывающей и металлургической промышленности. Кроме того, продолжил Ник Райлли, автопром – это высокотехнологичная отрасль, которая дает студентам возможность получать знания и хорошие рабочие места.
Именно это подразумевается, когда речь идет о поддержке и защите автопрома. И в Украине, к счастью, еще осталось, что защищать. Поэтому, прежде, чем критиковать правительство за поддержку украинского автопрома, сказал Ник Райлли, посмотрите на Китай. Эту страну сегодня многие ставят в пример, как образец успешного развития. При этом, в Китае, на сегодняшний день, действует 25% импортная пошлина и требование к местным производителям использовать определенный процент комплектующих, сделанных в Китае. Кроме этого, китайское правительство требует, чтобы в Китае велись научные исследования и разработки технологий, обучался местный персонал.
Мощно поддерживают свой автопром правительства России, Бразилии и Мексики. Оказывается поддержка и производителям в Западной Европе. Только концерн PSA (Peugeot Citroen) получил от правительства Франции 7 млрд. евро. В Украине первый шаг в такой поддержке – это спецпошлины, подытожил Ник Райлли. Но только первый. За спецпошлинами должна идти целая программа действий.
Программа действий Ника Райлли
Какие еще (помимо спецпошлин) шаги нужно сделать для поддержки национальной автомобильной промышленности? Как международный эксперт, Ник Райлли поделился своими соображениями на эту тему с участниками Круглого стола.
По, его мнению, прежде всего надо создать инвестиционный климат для привлечения производителей компонентов для автомобильной промышленности. Важный момент – координация стратегии власти, промышленности и учебных заведений. Необходимо наладить в Украине собственное производство специальных видов металла для автомобильной промышленности. И (что очень важно, так как Ник Райлли подчеркнул это в своем выступлении несколько раз) необходимо наладить отношения с Россией и возобновить с ней беспошлинную торговлю на «доутилизационном» уровне.
Президент GM Europe: Украина уже имеет предпосылки, чтобы превратиться в мощную автомобильную державу
Что ожидает украинский авторынок в 2013 году. Прогнозы экспертов
Покупатели и импортеры не пострадают
Двум злободневным вопросам: 1) не пострадают ли от введения спецпошлин простые покупатели; 2) не пострадают ли импортеры, на Круглом столе было уделено особое внимание.
К вопросу о влиянии спецпошлин на импортеров Ник Райлли подошел издалека. Прежде всего, он сказал, что те, кто думает, что спецпошлина – это плохо для импортеров – ошибаются. Надо начать с того, сказал господин Райлли, что соотношение импорта и местного производства в Украине сегодня таково, что инвесторам не интересно вкладывать средства в производство, в экономику страны. На данном этапе им намного проще и интереснее импортировать в Украину готовый товар.
Автомобили стали третьей позицией по оттоку валюты из Украины
Премьер-министр Украины прокомментировал ситуацию с введением спецпошлин на иномарки
Могу заверить, сказал господин Райлли, значительная часть эффекта спецпошлин будет нивелирована самими иностранными производителями. А значит – простые потребители не пострадают. По мировому опыту, 5-10% пошлины практически не влияют на рынок. Украинские спецпошлины рынок не почувствует.
Что касается импортеров, продолжил Ник Райлли, когда введение спецпошлин и другие меры по защите и поддержке национального автопрома дадут ожидаемый эффект, от этого выиграет вся экономика страны в целом. А значит – и импортеры. Ведь у большего количества людей будут деньги, чтобы покупать больше машин.
Относительно объемов двигателей, на которые распространяется спецпошлина, сообщил AUTO-Consulting Михаил Резник, разговоры о том, что это налог на бедных – чистой воды спекуляция. Ни о богатых, ни о бедных речь не идет. Просто автомобили с бензиновыми моторами объемом до 2,2 литра – это как раз те, которые выпускают украинские предприятия. Именно их и призваны защитить спецпошлины.
Отдельно хочу подчеркнуть, сказал Михаил Резник, что если повышение цен на импортные автомобили и будет, то оно будет незначительным. По его данным, о новых ценах поставок автомобилей в Украину, с учетом спецпошлин, уже ведут переговоры ВАЗ, Opel, Chevrolet и KIA. Поэтому нет необходимости срочно бежать в автосалон и вкладывать последние деньги в автомобиль, - резюмировал господин Резник. Тем более, что с 1 января 2014 года НДС будет на 3% меньше, а это тоже повод снизить цены.
И в завершение, Михаил Резник сообщил AUTO-Consulting свою трактовку высказывания о том, что всех чиновников и правительство хотят пересадить на «Ланосы». На самом деле, сказал Михаил Борисович, когда говорят о том, чтобы все правительство пересело на автомобили украинского производства, в виду имеют совсем не «Ланос». Речь идет о том, что в стране будут созданы такие условия, что к нам придут со своим производством, например, Mercedes-Benz или Volvo. Вот на эти, сделанные у нас «Мерседесы», вполне можно будет пересадить правительство.
Перезагрузка началась
Основная мысль, которую хотели донести участники Круглого стола: перезагрузка отечественного автопрома уже началась. А значит - у Украины появился еще один шанс.
Чтобы к нам пришел инвестор, отметил Алексей Андрейченко в беседе с AUTO-Consulting, у него должен быть интерес в организации здесь производства. Он должен видеть перспективу его развития. И такая перспектива у нас есть. Сегодня в Украине очень низкая автомобилизация - 150 автомобилей на 1000 человек. В то время, как в соседней России – 211, в Болгарии – 330, в Польше – 432. И это правильно: где выше ВВП – там и больше автомобилей. Но даже по ВВП у нас должно быть не меньше 200 авто на 1000 населения. Значит, нам не хватает еще минимум 3 млн автомобилей. И это хорошая перспектива для потенциального инвестора. Не стоит забывать и о том, что сегодня только 15% авто продается в кредит. А в 2008-м это было 50%. Значит, для инвестора здесь тоже есть перспектива роста. Еще один наш плюс: рост продаж автомобилей с 2002 по 2008-й - по 34% в год. Этот потенциал инвестор тоже видит. А с учетом того, что наша экономика будет развиваться и ВВП станет больше, перспектива продавать в Украине автомобили становится еще более заманчивой.
Чтобы инвестору было интересно к нам прийти и построить завод, а не импортировать готовую продукцию, импорту надо поставить заслон. Этот заслон – спецпошлины. И перспектива продавать у нас много автомобилей убедит инвестора открыть производство у нас, подытожил Алексей Андрейченко.
У спецпошлин есть и еще одна задача, сообщил AUTO-Consulting Михаил Резник. Мощности тех автомобилестроительных заводов, которые сегодня многие иностранные компании открыли в России, рассчитаны, в том числе, и на выпуск продукции для нашего рынка. То есть, Украина идет, как бесплатное приложение к российскому рынку. И при такой постановке вопроса, без заградительных пошлин, в том числе и для импорта из России, инвестору к нам идти нет никакого смысла. И строить в Украине автомобильный завод никто не будет.
Кроме того, обратил внимание присутствующих на Круглом столе Дмитрий Выдрин, Западная Европа хочет отвести Украине роль аграрного придатка. Нашей стране предлагают заниматься свиноводством или выращивать рапс, чтобы делать биотопливо для автомобилей из других стран, а не выпускать авто у себя. Неужели нас считают для автопроизводства недостаточно образованными людьми? И мы должны с этим мириться?
Тариэл Васадзе: В стране должен быть общий гимн – отстаивать внутреннее производство
К слову, Ник Райлли по этому поводу как раз и говорил, что автомобильная отрасль – это не только выпуск автомобилей. Это производство образованных и квалифицированных людей. Поэтому, защита и поддержка автопрома, - это защита не только промышленности и экономики, а защита сегмента образованных людей. Спецпошлины в этом направлении – только первый шаг.
Автопром – не единственная отрасль, на которую, наконец, обратили внимание. Алексей Андрейченко отметил, сегодня главный лейтмотив многих государственных программ – это импортозамещение. Ведь наше доведенное до штучного производство не может конкурировать с массовым промышленным импортом. И касается такая политика не только автомобильной отрасли, а и, например, скоростных поездов. Поездами Хюндай уже, как Бабаем пугают детей
Свободная торговля, свободный выбор граждан и свободная конкуренция – это, конечно, очень красивые слова, отметил Ник Райлли. Но это только слова. На практике их не существует. Как может свободно и честно конкурировать товар того производителя, которого поддерживает его страна, с товаром, производителя которого его страна никак не поддерживает?
Именно поэтому, как сообщил AUTO-Consulting Михаил Резник, Президент настроен на комплексные меры по поддержке автопрома. Так что можно сказать, что мы уже встали с коленей и теперь начнем подниматься в полный рост.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Минэкономики: Спецпошлины - это последний шанс для украинского автопрома
|
|