Состоялся круглый стол в агенстве «Украинские новости», на котором топ-менеджеры украинских автомобильных заводов вместе с представителями Минэкономразвития Украины обрисовали ситуацию, которая ожидает автомобильное производство и рынок, в свете решения Межведомственной Комиссии ввести спецпошлины на ряд иномарок с бензиновыми двигателями 1-2,2 л.
Какими аргументами руководствовались в Кабмине, пойдя на такой шаг, и поможет ли это автопрому, выяснял корреспондент AUTO-Consulting. |
Последний шанс
Как сообщил AUTO-Consulting директор департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития Евгений Олейников: «Если бы мы не ввели спецпошлины, то уже скоро альтернативы импорту просто не было бы. Но автомобильная отрасль в Украине сегодня – это 30 тыс. рабочих мест и к тому же может давать заказы и остальным отраслям. Украина не может себе позволить потерять еще и здесь занятость.
Мы отдаем себе отчет, что в нынешнем виде украинский автопром не способен выпускать конкурентоспособную продукцию. Автопрому нужно меняться, привлекать новые технологии, модернизировать производство, искать партнеров. Поэтому мы и дали ему 3 года, чтобы провести эти изменения. Но автопроизводителям нужно отдавать отчет, что это уже последний шанс. Если за это время они не изменятся и не используют этот шанс, и не начнут выпускать конкурентоспособную продукцию – государство не сможет их поддерживать. Еще раз подчеркиваю, что это последний шанс для украинского автопрома.
Арбузов: Спецпошлины на иномарки - это не тот шаг, который может порадовать наш средний класс, но...
Будет ли автомобильный апокалипсис из-за спецпошлины? Мнение экспертов
Нам задают вопрос: А нужно ли было поддерживать автопром? В США или России этот вопрос вообще бы не ставился, и в период кризиса эти страны накачивали автопром деньгами господдержки. Для того, чтобы мы не только сохранили рабочие места, сохранили возможность выпускать высокотехнологичную продукцию и сохранили плательщиков налогов, ответ – да. Да, нужно поддержать автопром. В краткосрочной перспективе - это даст положительный эффект. А вот какой эффект будет в среднесрочной перспективе, уже зависит от самой отрасли. Если отнестись с пониманием и создать привлекательные условия для инвесторов, то мы получим и положительный эффект и в дальнейшем.
Правительство готовит еще ряд мер по поддержке автопрома. В программе активизации экономики на 2013-2014 гг. есть ряд решений по стимулированию автомобильной отрасли. Речь не идет о льготах и преференциях, но есть реальный шанс создать единый госзаказ на автомобили для нужд государства, и разместить его на украинских предприятиях. Уже во 2 квартале мы выясним потребность госсектора страны в автомобилях разных моделей и классов, а уже в 3 квартале 2013 года закажем их у наших автомобилестроителей. Это будут реальные действия государства по поддержке отрасли, - отметил Евгений Олейников.
На вопрос AUTO-Consulting о статусе автопрома для экономики Украины, г-н Олейников ответил: «У нас нет приоритетных или не приоритетных отраслей. Но есть разные категории конкурентоспособности. Например, продукция сельского хозяйства Украины конкурентоспособна и ее охотно покупают на мировых рынках. Продукция украинского автопрома менее конкурентоспособна, и чтобы ее также покупали нужны определенные усилия.
Автомобили стали третьей позицией по оттоку валюты из Украины
Решение о применении спецпошлин по отношении к иномаркам будет и сигналом инвесторам. «Любой инвестор считает: выгодно ему импортировать автомобили или строить завод. Пошлины в 25% в России как раз и стимулировали создавать там производства. В Украине также растущий рынок, уровень автомобилизации довольно низкий и Украина интересна для инвесторов, - подчеркивает Евгений Олейников.
Мы проигрываем "войну"
По оценкам аналитика по машиностроению инвесткомпании "АРТ Капитал" Алексея Андрейченко, автомобильные корпорации смотрят на Украину с интересом. Здесь еще будет продано не менее 3 млн. автомобилей, так как уровень автомобилизации у нас 150 авто на 1000 жителей, тогда как в России этот показатель 211 шт, в Болгарии – 330 шт, а в Польше – 432. Средний класс в Украине также будет расти. И исторически в Украине уже продавали свыше 600 тыс. автомобилей в год, что уже неплохой показатель для любого инвестора.
Для того, чтобы заинтересовать автомобильные корпорации, автомобильной отрасли нужно дать какой-то период защиты, чтобы успеть создать конкурентоспособный продукт. И самое главное – улучшить среду ведения бизнеса. Тогда инвесторы к нам прийдут.
Глава наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин отметил, что сейчас ведется информационная война, развязанная импортерами.
«Мы проигрываем эту войну. А знаете почему? Мы обсуждаем, нужны нам рабочие места или нет. Я не могу себе представить, чтобы украинские импортеры, например в Германии, обсуждали, так вредят ли их интересам действия немецких автопроизводителей. А у нас импортеры это обсуждают и общество это слушает.
Глава "Еврокар": В Украину могут прийти еще 5-6 автопроизводителей, и спецпошлины - это первый сигнал им
Цена на автомобили не зависит от пошлин. Достаточно посмотреть на цены одинаковых автомобилей на разных рынках. В России пошлина больше, а цены – дешевле. Все разговоры о повышении цен из-за пошлин – это дезинформация. Импортеры защищают рабочие места в своих странах, а мы должны защитить в своей стране. Если люди не будут иметь работы, не будут иметь стабильных доход, то абсолютно не важно какими будут пошлины – они все равно не смогут купить автомобили. И я хочу подчеркнуть, что это касается не только нас, автопроизводителей. Это касается всех, всего общества. Нужно защищать свои рабочие места, как это делает Европа» - резюмировал глава наблюдательного совета «Еврокар».
Исполнительный директор Ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан привел цифры импорта автомобилей за 2012 год – 4,3 млрд. долларов. За этот же период экспорт украинских автомобилей составил 0,3 млрд. долларов. То есть отрицательное сальдо составило 3,9 млрд. долларов. Вот такую сумму заработали импортеры в Украине, поэтому и кричат везде и дезинформируют общественность. Импорт растет в 2010 году на 50%, в 2011 году еще на 58%, а в 2012 году еще на 21%. Дошло до того, что загрузка украинских автозаводов не превышает 20%. В добавок в сентябре 2012 года Россия ввела утилизационный сбор и наша продукция потеряла конкурентоспособность и на главном экспортном рынке – продолжает г-н Хазан
«Мы оказались в ситуации, когда потеряли внешний рынок, нас теснят на внутреннем рынке, наша себестоимость из-за низкой загрузки возросла в 2 раза. Это и послужило основной причиной обращения к защитным мерам», - говорит исполнительный директор Ассоциации «Укравтопром».
Надо потерпеть
Вице-президент корпорации «УкрАвто» Олег Папашев отмечает:
«Проблема Украины в том, что мы покупаем больше, чем продаем. За 2012 год отрицательное сальдо по всем товарам - $15,8 млрд. Мы идем к катастрофе. На «ЗАЗе» раньше работало 20 тыс. человек, сейчас осталось 6 тыс. персонала, а 14 тыс. лишились своих рабочих мест. Кто от этого выиграл? И кто будет содержать этих людей? Импортеры?
Нужно создавать рабочие места в Украине, как это делают в России, Турции, Словении, Словакии и других странах. Рецепт у всех один: для этого нужно немного потерпеть. Введение спецпошлин не затронет всю Украину, все 45 млн., это максимум - 150 тыс. человек. Им нужно потерпеть или купить украинский автомобиль. Но за это время мы создадим рабочие места, а дальше – поступления в бюджет, которые пойдут на пенсии, здравоохранения и т.д.
К тому же, мы не говорим, что нужно поддержать какой-то конкретный завод или брэнд. Мы говорим о создании условий, при которых бы в Украину пришел инвестор. Чтобы в Украине было выгодно производить, а не импортировать.
А условия, которые привлекали инвесторов, можно взять на примере той же Словакии: это земельный участок под строительство завода в аренду на большой период, к которому подводятся коммуникации, дороги, электросети, налоговые «каникулы», льготы по ввозу оборудования, поддержка властей по обучению персонала. Именно так Европа привлекла Kia-Hyundai, которые инвестировали более 1 млрд. долларов и выпускают 600 тыс. автомобилей в ЕС.
Вот такой рецепт подходит и для Украины. Вырастет производство – вырастет и экономика. А уже после этого, мы будем ждать очередей в наших автосалонах и салонах тех инвесторов, кто построит заводы в Украине, - резюмировал Олег Папашев.
Перезагрузка началась
Президент корпорации "Богдан"Олег Свинарчук отметил, что позитивный эффект от действий Правительства уже есть. В частности, его завод возобновляет производство "десяток". Контракт на поставку 10000 комплектов из Тольятти подписан буквально на днях уже после публикации сообщения Межведомственной Комиссии. насколько выпуск снятых с производства "десяток", можно считать положительным эффектом, не сообщалось Правда, о новых моделях, которые начнут выпускать украинские производители, на круглом столе ничего не говорили.секретничали Но сказали, что потенциальные инвесторы, которые могли бы прийти в Украину и построить здесь заводы - это, в первую очередь, "китайцы", а во вторую - японские брэнды. Но Олег Папашев считает, что интересна Украина и производителям комплектующих для автозаводов. И если у нас появятся современные производства компонентов, то это повысит качество и существующих автопроизводителей.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Премьер-министр Украины прокомментировал ситуацию с введением спецпошлин на иномарки
|
|