Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) родился 7 августа 1938 года в маленьком городе Гарессио (Garessio) на западе Италии. С детства его интересовала живопись, поэтому его дальнейший путь был практически предопределен - 17-летний Джорджетто покинул родной городок, чтобы поступить в Туринский художественный институт на факультет черчения и рисунка. Параллельно Джуджаро начинает работать в центре стиля Fiat под руководством легендарного Данте Джакоза (Dante Giacosa), автора таких знаменитых народных итальянских автомобилей как Fiat 500 «Topolino» (в переводе с итальянского «Мышонок») и всемирно известного Fiat -124 (лучший европейский автомобиль 1966 года, известный у нас как ВАЗ-2101).
Джакоза был первоклассным конструктором и при этом обладал незаурядным художественным талантом. Именно он оказал серьезное влияние на Джуджаро, привив правильное понимание профессии, привлекая молодого паренька к созданию реальных автомобилей. Очевидно именно тогда и зародилась любовь Джорджетто к рациональности, которая в будущем воплотилась в добром десятке массовых автомобилей!
В 1959 году на Туринском автосалоне талантливого юношу замечает Джузеппе «Нуччио» Бертоне (Giuseppe «Nuccio» Bertone) и приглашает к себе на работу, причем не кем-нибудь, а главным дизайнером в знаменитом ателье Bertone, вместо Франко Скальоне (Franco Scaglione). У Бертоне Джуджаро проработал в общей сложности около 6 лет, создав более 20 машин, среди которых есть, например, такой шедевр, как Alfa Romeo Giulia Sprint. Да чего уж там, практически все Alfa Romeo тех лет, были руки будущего маэстро!
В Bertone Джорджетто некоторое время трудился бок о бок с другим великим итальянцем - Марчелло Гандини (Marcello Gandini), но, как известно, двум гениям сложно ужиться в одном месте. Поэтому Джуджаро уходит в Ghia, где под его руководством для Алессандро де Томасо (Alessandro de Tomaso) было разработано знаменитое купе De Tomaso Mangusta.
Алессандро де Томасо решил спроектировать на базе модели Vallelunga подобие легендарного Ford GT40. Все что для этого требовалось - это увеличить размеры шасси, использовать готовый двигатель FORD V8 и разработать новый кузов. Именно так начался проект Mangusta.
Первое появление автомобиля перед публикой состоялось в 1966 году на Туринском автосалоне. На машину с фантастическим кузовом был установлен модифицированный двигатель Ford V8 рабочим объемом 4,7 литра (5 литров для американского рынка) мощностью 305 л.с. при 4500 об/мин. Среднемоторный, заднеприводный автомобиль оборудовался механической пятиступенчатой коробкой передач. Хребтовое шасси имело полностью независимую подвеску с телескопическими амортизаторами и дисковые тормоза.
Масса Mangusta составляла 1135 кг, а максимальная скорость достигала 240 км/ч, сотню с места он набирал примерно за 6 секунд. Салон автомобиля из-за большой площади остекления, скорее напоминал кокпит небольшого самолета.
Мангуста вполне могла конкурировать с современными Ferrari и Lamborghini, тем более что стоимость автомобиля составляла 11 500 долларов, что было почти в два раза дешевле Lamborghini Miura. Де Томасо возлагал большие надежды на эту модель, однако им, к сожалению, не суждено было сбыться. Одной из причин называют то, что заявленных характеристик достичь так и не удалось…
На американском рынке, который Алессандро считал наиболее перспективным для Mangusta, было продано всего 250 автомобилей. Всего же до 1971 года было выпущено около 400 Mangusta, пока производство не было свернуто. Тем не менее, это был первый De Tomaso, произведенный сколь либо значимым тиражом.
Посвятив «Ghia» 3 года своей жизни Джуджаро наконец приходит к мысли о создании собственной дизайн-студии в Турине. Задача по истине не простая для конца 60-х годов, когда кузовных ателье было невероятное количество, а производители предпочитали сотрудничать с давно зарекомендовавшими себя студиями. Однако у Джорджетто были «козыри в рукаве»…
Italdesign открылась в 1968 году и была первой в то время итальянской студией, которая предоставляла «полный пакет», необходимый для начала серийного производства нового автомобиля. К тому же у Джуджаро и его компаньона, блестящего инженера Альдо Мантовани (Aldo Mantovani), с которым он познакомился еще работая на Fiat, была прекрасная репутация среди специалистов. Именно на это они и делали ставку.
Первую работу фирма выполнила в том же 1968 году, причем в рекордные сроки. Концепт Bizzarrini Manta появился всего на месяц позже клиновидного Alfa Romeo Carabo, работы Марчелло Гандини. За основу Джуджаро взял Ле-мановское шасси Bizzarrini P538 1966 года, оснащенное двигателем Chevrolet V8 мощностью около 400 л.с., который располагался продольно в пределах базы и агрегатировался с механической 5-ступенчатой коробкой передач и приводом на заднюю ось. Благодаря кузову, изготовленному из алюминиевых сплавов и впечатляющей мощности, расчетная максимальная скорость суперкара составляла около 325 км/ч!
Позже Manta была перекрашена в более привычный серебристый цвет, и в таком виде автомобиль просуществовал большую часть своей жизни. Следующее его появление произошло в 1988 году, на 20-ю годовщину компании Italdesign. Но лишь несколько лет назад, в 2005 году, машина в своем первозданном виде с оригинальной зеленой окраской и оранжевыми «жабрами» отвода тепла, была представлена публике на выставке «Pebble Beach Concours d’Elegance», где с легкостью выиграла главный приз в классе U (Chevrolet Small-Block Powered with European Custom Coachwork). Что, впрочем, неудивительно, ведь уникальный дизайн этого автомобиля намного опередил свое время.
текст: Виктор Храповицкий, фото: фирмы-производители