Кто есть кто в Китае. Обзор производителей Автомобили | Размещено - 2008-02-12 10:51:24 | Прочитано - 5975 раз(а)
В минувшем году китайские автопроизводители прочно удерживали свою долю на рынке наряду со все более активными и финансово-стабильными иностранными компаниями. В конце 2007 года китайские бренды занимали чуть менее 30% на почти 9-миллионном автомобильном рынке. Присутствие национальных автопроизводителей Китая особенно сильно в сегменте дешевых автомобилей – подавляющее большинство машин стоимостью менее $10000 были собраны именно китайскими компаниями. Между тем, мировые автоконцерны, работающие на китайском рынке, сокращают долю местных производителей в сегменте дорогих автомобилей, на которые возрастает спрос вдоль всего восточного побережья Китая.
Конкуренция негативно сказывается на развитии национальной индустрии. В результате правительство хочет, чтобы мелкие китайские автопроизводители ликвидировали свои предприятия или объединялись с другими компаниями. Так, в конце прошлого года крупнейший в Китае производитель автомобилей – госкомпания Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) достигла окончательной договоренности о слиянии со своим более мелким конкурентом Nanjing Automobile Group. В результате появится национальный автомобильный гигант, призванный составить серьезную конкуренцию крупным корпорациям. SAIC Motor планирует инвестировать 8,5 млрд. юаней для укрепления принадлежащих Nanjing Auto производственных объектов в Нанкине, где планируется ежегодно выпускать 300 тысяч машин марки MG Rover.
Beijing Automotive Industry Corp.
Beijing Automotive разделяет стремление китайских автопроизводителей развивать собственные бренды. Пытаясь вернуть былую славу, в 2008 году компания собирается выпустить собственный бренд. Автомобиль будет разработан в новом научно-исследовательском центре Beijing Hyundai. Два основных конкурента Beijing Auto уже запустили в производство автомобили под собственной марки. Shanghai Automotive Industry Group собирает Roewe, а China FAW Group Corp. – Besturn.
Beijing Auto совместно с Hyundai Motor Co. производит автомобили средней и низкой ценовой категорий. Продажи Beijing Hyundai в 2007 году составили 310000 автомобилей, немного выше, чем в 2006 году – 290011. Производственные мощности позволят выпускать до 600000 автомобилей в год после того, как второй завод начнет производство весной 2008 года. В 2007 году Beijing Hyundai продолжала развивать свою дилерскую сеть в основном в небольших городах.
Beijing Auto также производит высококачественные автомобили «премиум»-класса с DaimlerChrysler AG на совместном предприятии Beijing Benz-DaimlerChrysler. В прошлом году компания начала производство Mercedes C-класса и Chrysler Sebring.
Chongqing Changan Automobile Co.
Компания Changan ответила на призыв правительства продвигать китайские бренды – в ноябре 2006 года был выпущен компактный Ben Ben. Компания заявила, что Ben Ben на 70% разработан своими силами. Под собственным именем Changan также продает компактные фургоны, мини-автобусы и коммерческие грузовики. Changan имеет совместное предприятие с Ford и Mazda Motor Corp. – на заводе на юго-западе Китая в городе Chongqing выпускается три модели.
Три партнера строят еще один завод на востоке Китая в городе Нанкин, где будут собирать компактные автомобили для Ford и Mazda. Компании уже управляют заводом по производству двигателей в Нанкине, который начал работу в апреле 2007 года. Changan также сотрудничает с Suzuki Motor Corp. Результатом этого партнерства стали четыре компактных автомобиля, собираемые в Чунцине.
Однако амбиции этого автопроизводителя идут далеко за пределы внутреннего рынка. В апреле 2007 года компания экспортировала первую партию автомобилей Ben Ben в Алжир, всего 200 машин. Впрочем, руководство Changan оптимистично настроено на экспорт своей продукции. К 2010 году планируется поставлять на внешние рынки до 100000 автомобилей. А конечная цель – завоевать рынок Соединенных Штатов.
Chery Automobile Co.
Среди всех честолюбивых автомобилестроителей Chery Automobile Co. занимает особое место. Основанная всего 10 лет назад, эта компания сегодня одна из крупнейших автопроизводителей в Китае. Однако ей недостаточно просто расширяться внутри страны. Планы Chery довольно амбициозны – в конце концов, выйти на рынок США и Европы с собственным брендом. В декабре 2006 года компания подписала соглашение о сборке через несколько лет двух компактных автомобилей для отделения Chrysler компании DaimlerChrysler. Один будет реализовываться на развивающихся рынках, таких как Южная Америка. Второй будет продаваться в Америке. Эта сделка с Chrysler полезна Chery с разных сторон. Кроме того, что она выгодна высшему руководству компании, многие менеджеры и инженеры среднего звена смогут получить недостающий опыт по проектированию и построению автомобилей по международным стандартам. Теперь их кураторами в этом вопросе будут специалисты из DaimlerChrysler. Использование профессионального опыта иностранных компаний – хорошо проверенная стратегия в Chery. Компания работает со многими иностранными поставщиками, которые поставляют автокомпоненты высшего качества и обеспечивают техническую поддержку. Например, австрийская компания AVL List разрабатывает двигатели, соответствующие самым строгим экологическим нормам на западных рынках. Chery также сотрудничает с компаниями Lotus Engineering из Великобритании, японской Mitsubishi Automotive Engineering и итальянскими дизайнерскими центрами Bertone и Pininfarina. Сделка с Chrysler еще один шаг навстречу осуществлению амбициозных планов Chery.
На внешних рынках Chery использует ту же стратегию, что и в Китае – продавать компактные автомобили начинающим автомобилистам, вызвать привязанность к бренду, а затем уже выводить на рынок более габаритные автомобили. Потребители, покупающие автомобиль впервые, – основная целевая аудитория Chery. Самый популярный автомобиль компании QQ стоит приблизительно $5400.
У компании более 40 дилерских центров в таких странах, как Колумбия, Куба, Бангладеш, Израиль, Иран, Нигерия и Азербайджан. Кроме того, компания имеет сборочные производства в Пакистане, Сирии, России и Уругвае.
Dongfeng Motor Corp.
Основная цель Dongfeng в 2007 году – оправдать ожидания всех своих пяти партнеров. Китайское правительство разрешает иностранным автопроизводителям иметь не более двух китайских партнеров. Однако это правило не распространяется на китайских автопроизводителей. Dongfeng уже некоторое время находится в стрессовой ситуации. Отношения с корейским партнером Kia Motors Corp. напряженные уже более года. Продажи совместного предприятия Dongfeng Yueda Kia Automobile Co. растут незначительно. Тем не менее, в 2008 году Dongfeng Yueda Kia намерена открыть второй завод, увеличив производственные мощности еще на 300000 машин. Таким образом, всего предприятие будет выпускать 430000 автомобилей. Возможно, Dongfeng Motor Corp. хочет продемонстрировать, что прекрасно ладит со своими партнерами даже если не все между ними гладко.
Отношения с другими основными партнерами более дружественны. Продажи автомобилей, собранных Dongfeng Honda Automobile Co., в прошлом году возросли почти вдвое. Продажи совместного предприятия Dongfeng Peugeot Citroen Automobile Co. увеличились на 40%. Почти такой же рост показало самое крупное совместное предприятие Dongfeng с аналогичным названием Dongfeng Motor Co., которое наполовину принадлежит Nissan Motor Co.
В то же время в соответствии с постановлением правительства о развитии собственных китайских автомобильных брендов Dongfeng серьезно занимается именно легковыми автомобилями. Усилия Dongfeng развивать собственный бренд в этом сегменте изначально будут сосредоточены на фургонах и минивэнах. На шанхайском автосалоне в апреле 2007 года Dongfeng Liuzhou Motor Co. представил Jingyi, семиместный минивэн, разработанный своими силами. В Сингапуре уже есть импортер, который согласился продавать там фирменный семиместный минивэн Dongfeng.
China FAW Group Corp.
Проведя финансовую реструктуризацию и изменив ценовую политику в 2006 году, совместное предприятие China FAW Group с Volkswagen AG восстановилось от предыдущих потерь. В 2005 и 2004 годах продажи постоянно падали. А в 2006 году реализация FAW-Volkswagen увеличилась на 43,8% и в 2007 году эта тенденция продолжилась. Предприятие собирает автомобили VW и Audi. Совместное предприятие FAW с Toyota Motor Corp., Tianjin FAW Toyota Motor Co. выпускает Corolla, Crown, Reiz и Vios. В мае прошлого года СП FAW-Toyota открыло третий завод с производственными мощностями в 200000 автомобилей в год. По словам представителей компании, в 2007 году общая производительность СП в Tianjin увеличится до 420000 автомобилей. Тогда же на китайском рынке в продаже появилась модернизированная Corolla.
Продажи Red Flag под брендом FAW в 2007 году снизились. Автомобиль «премиум»-класса Red Flag HQ3 с 3,0-литровым V-6 или 4,3-литровым V-8 на базе Toyota’s Majesta был запущен в производство в конце 2006 года. Как сообщает компания FAW, в планах разработать свою собственную модель Red Flag, которая будет запущена в 2008 году. В августе 2006 года FAW также запустила новый бренд Besturn. Модель на базе платформы Mazda6 оснащена 2,0- или 2,3-литровым двигателем. Ее основные конкуренты Toyota Camry и Honda Accord. Во втором квартале 2007 года FAW начала производство модернизированного коммерческого автомобиля Jiefang J6.
Guangzhou Automobile Industry Group
Guangzhou Auto занимает очень завидные позиции на китайском авторынке. Холдинговая компания имеет совместные предприятия с двумя престижными японскими брендами в Китае – Honda и Тоyota. Впрочем, на этом компания останавливаться не намерена. Сейчас ее цель – развивать свой собственный бренд. Кроме того, к 2010 году компания планирует выпустить 2,3 миллиона автомобилей, включая 1,1 миллиона легковых машин. И хотя дата запуска собственной модели так и не определена, отношения Guangzhou Auto со своими японскими партерами гарантируют, что доля компании в китайской автомобильной промышленности будет постоянно расти даже и без собственного бренда.
Совместные предприятия Guangzhou собирают компактные автомобили Honda Jazz, которые продаются в Европе. Этот факт позволяет назвать Guangzhou первым китайским автопроизводителем, экспортирующим значительное количество автомобилей, хоть и при содействии своего основного партнера Honda Motor Co. Как бы там ни было, а в сентябре 2006 года Guangzhou Honda увеличило ежегодные производственные мощности с 240000 до 360000 автомобилей.
Но настоящим успехом Guangzhou Automotive является СП Guangzhou Toyota Motor Co., которое в мае 2006 году начало производство седанов Camry. За первые восемь месяцев было продано 61254 автомобиля. Это больше, чем седанов Accord от Honda, собираемых на Guangzhou Honda. Таким образом, Camry стал самым популярным японским автомобилей в Китае уже в январе 2007 года. В прошлом году Toyota продала в Китае 150000 Camry и основала 160 дилерских центра.
Shanghai Automotive Industry Corp.
В последние годы Shanghai Auto сделала два важных шага к своей цели – стать международным автопроизводителем. В 2006 году компания наняла Фила Мурто, бывшего главу GM-China. А в 2007 году запустила собственный бренд. Правда, модель на базе Rover 75 под названием Roewe вызвала усмешку у многих знатоков автомобильной промышленности. Во-первых, название новой модели созвучно своему прообразу. Во-вторых, китайское имя Rongwei, по-английски звучит как «wrong way» («неправильное направление»). Однако на китайском языке два иероглифа имеют вполне положительное значение, так что выбор такого имени для авторынка Китая – очень ловкий ход. В планах автопроизводителя экспортировать модель Roewe, но дата экспорта первой партии еще не назначена. Как заявило руководство Shanghai Automotive, первым экспортным рынком станет Европа. Следующая на очереди модель – компактный семейный автомобиль появится в 2008 году, что позволит компании Shanghai Automotive сконцентрироваться на позиционировании своего бренда.
Shanghai Automotive Industry Corp. является холдинговой компанией, в которую входят совместные предприятия с Volkswagen AG и General Motors, собирающие легковые автомобили, несколько предприятий по выпуску коммерческих автомобилей и множество производителей автокомпонентов. Продажа Shanghai GM в 2007 году впервые достигли 500000 единиц, в то время как продажи совместного предприятия с Volkswagen AG превысили 456000 машин.
Новые технологии – еще одно веяние 2007 года. Автомобиль с гибридным двигателем, который был представлен Shanghai Automotive на автосалоне в Пекине в ноябре 2006 года, запущен в мелкосерийное производство в конце 2007 года.