Наличие у того или иного автомобиля своей персональной автомобильной клички ещё в Союзе стало признаком его широкой популярности в народе: «Копейка», «Буханка», «Бобик», «Каблук», «Фафик», «Горбатый», «Зубило», «Коробок». Напоминает бандитские клички, зато большинству автолюбителей сразу понятно, о чём пойдёт речь. А пойдёт она о тройке лидеров-внедорожников отечественного автопрома. Строго говоря, история наших «джипов» началась еще до Великой Отечественной войны. Ещё в 1938 году был спроектирован ГАЗ-61, но из-за многих объективных причин увидевший свет несколько позднее.
|
Генерал песчаных карьеров – УАЗ
Давно не секрет, что этот автомобиль - легенда всего постсоветского бездорожья - специально был разработан для поля боя. «Там, где пехота не пройдет, где бронепоезд не промчится, УАЗ на пузе проползёт, и ничего с ним не случится» - такая шуточная песня ходила в народе. И действительно, если кто и заслужил почетное звание «Доверие народа» практичностью и долгими годами безупречной эксплуатации в лесах и болотах, - так это УАЗ (он же Бобик). Самый первый джип создавался на базе ГАЗ 69 и вышел в свет в 1954г, в разгаре холодной войны, когда идеей-фикс всего партаппарата КПСС было «догнать и перегнать Америку!».
Предусматривалось два варианта трансмиссии: «военный», с колесными редукторами, и «народно-хозяйственный», с обычными мостами. Были построены образцы и начались испытания. Они проводились через Среднюю Азию, Памир, к Каспийскому морю с возвращением вдоль Волги. Кроме того, машина испытывалась на специальных трассах военного ведомства.
Он оснащался восьмиместным кузовом с двумя боковыми дверями и откидным задним бортом. Вдоль боковых бортов устанавливались трехместные поднимающиеся скамейки. Предусматривалось крепление носилок для перевозки раненых, машина оборудовалась буксирным устройством, поэтому ей не страшны были ни овраги, болота, лесные дороги Дальнего Востока, близ границы с Китаем, ни суровый Север или трясины БАМа – самой грандиозной по своей утопичности стройки СССР.
Чуть позже появилась модификация УАЗ-31512 – «козлик», которая была взята «на вооружение» и больницами скорой помощи. Это сейчас кажется диким (ибо тряска в этой машине колоссальная), а тогда конструкция «санитарки» была далеко не примитивна.
В годы «застоя» УАЗ обеспечивал Советскую армию и армии стран Варшавского договора супернадежными, неприхотливыми внедорожниками. Справедливости ради, следует заметить, что на экспорт шли (мягко выражаясь) не совсем такие же машины, что и для «внутреннего рынка». Они оснащались форсированным двигателем и дополнительными хромированными декоративными элементами. Ну и, конечно, проходили совсем другую систему контроля качества, ведь перегнать Америку хотели не только в балете и чёрной металлургии. Пожалуй, это и удалось: если составить список всех стран, куда экспортировались с 1956 года машины из Ульяновска, в него войдут чуть ли не 100 государств!
Лучший автомобиль Антарктиды
Этой весной (5 апреля 2007 года) исполнилось 30 лет с начала производства автомобилей LADA 4х4 («Нива»), чему «АМ» посвящал отдельную публикацию. А к тому времени идея «полноприводника для села» уже не первый год существовала в министерстве автопрома. Дело в том, что в частные руки купить уже зарекомендовавший себя УАЗик было почти невозможно, да и расход топлива мало подходил для владельца «полноприводника для села». В этой связи «Нива» основала новую нишу «гражданских» внедорожников малого класса. В итоге, внедорожник по проходимости оказался не хуже, чем такой «настоящий» вездеход, как «УАЗ».
Дело в том, что когда «Нива» числилась ещё только опытным автомобилем, благодаря настойчивости руководства ВАЗа, были устроены ведомственные сравнительные испытания. В них, помимо опытных машин ВАЗа, приняли участие опытные вездеходы «Москвич» и «Иж» (так и не увидевшие «большую жизнь»), а также «УАЗ», «ЛуАЗ» и не кто-нибудь, а «Лэнд Ровер», английский автомобиль, разработанный специально для войск НАТО. Тесты проводились несколько раз на песке, в снегу и в раскисшей пашне. И не то случайно, не то благодаря мастерству водителей, но в каждом заезде «Нивы» вырывались вперёд. В довершение всему, когда все автомобили прочно завязли на целине, «Нива» не только продолжала двигаться, но и совершила вокруг них победный «круг почёта»! Показала, что называется, как примерно надо преодолевать препятствия.
Между тем, проектирование и доводка “Нивы” происходили в сжатые сроки. В 1975 году опытный образец автомобиля был показан на столичной выставке “Технология автомобилестроения”. В 1976 году (в дни работы XXV съезда КПСС), колонна вазовских «Нив» лимонно-желтого и красного цветов прибыла из Тольятти в Москву, и уже год спустя, когда вступил в строй новый корпус ВАЗа, было развернуто производство ВАЗ-2121 полным потоком. В дальнейшем новинка Волжского автозавода произвела воистину взрывной эффект.
Гордостью россиян является то, что этот автомобиль не только побывал на Северном полюсе, но и проработал много лет в Антарктиде. Была и такая история: однажды в сильный мороз и метель только благодаря «Ниве» был доставлен к врачам аргентинский полярник с аппендицитом, что и, выражаясь патетически, спасло ему жизнь. С тех пор вазовский испытатель Николай Макеев (который и был за рулём «Нивы») имеет эксклюзивное право на въезд в Аргентину без визы. Даже хоть и на самой «Ниве»! Сегодня на шестом континенте установлен большой щит с надписью «Нива — лучший автомобиль Антарктиды».
Многие, возможно, будут немало удивлены, когда узнают, что вазовский внедорожник стал единственным российским легковым автомобилем, который официально поставлялся в Японию. Японцы даже назвали ведущего конструктора Петра Прусова соавтором автомобиля «Судзуки Витара», который, вероятно, и был спроектирован не без заимствования конструкторских решений ВАЗ-2121. Очевидно, было что заимствовать, ведь машина вот уже 30 лет “на плаву” и выдержало море модификаций различного назначения. В общем - «жизнь удалась»!
Охотничий «Запорожец»
История серийного полноприводного легкового автомобиля ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод ) начинается с грузопассажирского ЗАЗ-969В с колесной формулой 4х2 и приводом на передние колеса. Этот автомобиль даже при всём желании трудно назвать красивым и элегантным, во многом, наверное, потому, что продукция Луцкого автомобильного завода всегда преследовала только одну цель – практичность.
Всё началось с того, что война в Корее (1949-1953), на которую Советский Союз поставлял военную технику, выявила нехватку легкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. Существовавший тогда на вооружении ГАЗ-69 имел слишком большие габариты, был неповоротлив, а на изрытом воронками поле часто садился на мосты. Вот и решили создать легкий плавающий вездеход с высокой подвеской, пригодный для перевозки раненых и способный к десантированию с самолетов. В не лучших традициях советского автопрома за основу взяли один из моторов BMW (впоследствии МеМЗ-969 мощностью 30 л.с). Отличался гражданский вариант от военного предшественника тем, что плавать не мог. А в отличие от ВАЗ-2121 производство затянулось на годы. Лишь в 1965 году были изготовлены опытные образцы, а в 1966 вышла опытно - промышленная партия из 50 штук. Тем не менее, ЗАЗ-969В был первым отечественным переднеприводным серийным автомобилем. Максимальная скорость, правда, невысока: выдавить из ЛуАЗа больше 90 км/час, не считая, конечно, спуска под горку, проблематично. Однако охотникам и рыболовам ЛуАЗ (прозванный «коробком» и Луциком) полюбился: пусть не стиляга, но рабочая лошадь,неприхотливый, компактный, проходимый, он словно был создан для активно-экстремального отдыха. До сих пор в России существует клуб любителей «Луциков», которые и сегодня сохранили убеждение - «чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Шутки – шутками, но ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969м получил высокую оценкуна ВДНХ СССР, а в 1978г. на международном салоне в Турине вошёл в десятку лучших автомобилей Европы(!), а в 1979 г. на международной выставке в Чехословакии получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села!
|
|