67 лет назад 9 мая 1945 года наш народ одержал Великую Победу, которая далась нам очень тяжело: числом огромных жертв и невероятных усилий. Для того, чтобы оценить величину подвига советских солдат в той войне в Киеве прошла военно-историческая реконструкция: Май 1945-го. Австрия. Грац, где была воссоздана атмосфера конца войны. Малоизвестные страницы истории: не смотря на то, что командование гитлеровских войск подписало капитуляцию, отдельные части ее не признали и продолжали сопротивление. Корреспондент AUTO-Consulting побывал на театре военных действий, который был прекрасно организован силами военно-исторических клубов и МОО Киевский клуб «Красная звезда» и был максимально приближен к реалиям.
|
Для того, чтобы осознать подвиг наших солдат в той войне для начала нужно представить какая армада вторглась на нашу территорию 22 июня 1941 года. Немного статистики: в 1937 году немецкие заводы произвели около 350 тысяч автомобилей всех типов, в том числе 60 тысяч грузовиков и автобусов и несколько сотен тысяч мотоциклов. И это только за один предвоенный год. Но даже такого количества техники не хватало для комплектации немецких дивизий. Поэтому в ноябре 1939 года был введен в действие план, названный по имени его создателя, уполномоченного Генштаба по автомобильной технике гитлеровского полковника (в будущем – генерал-майора) Адольфа фон Шелла. В соответствии с этим планом автозаводы продолжали выпускать свои прежние, гражданского типа автомобили, но количество их моделей было сильно сокращено: легковых – с 52 до 19 и грузовых – со 113 до 30. Оставшиеся на производстве грузовики обозначались индексом «S» – стандартный.
Согласно данным, полученным в годы войны нашей разведкой, в 1940 году в самой «Великой Германии» (территория прежней Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Польши вместе взятых) было произведено порядка 56 000 грузовиков, во Франции – 35 000 грузовиков, и в Италии – 14 000 (всего 105 тысяч грузовиков). За 1941 год те же данные по выпуску грузовиков составили: в Германии – 54 500 автомобилей, во Франции – 41 000 машин, и в Италии – 14 500 грузовиков (всего 110 тысяч грузовых автомобилей). В 1942 году, когда немецкая военная машина начала «пробуксовывать» на Восточном фронте, цифры эти несколько уменьшились, но все равно оставались весьма внушительными: в «Великой Германии» – 47 000 грузовиков, во Франции – 34 500 грузовиков, и в Италии – 12 700 грузовиков (всего 94,2 тысячи грузовиков). С учетом же ранее выпущенных моделей количество одних только грузовиков, двинувшихся летом 1941 года на просторы СССР, составляло порядка 280 тысяч машин – огромная цифра. Притом к началу Великой отечественной войны в немецких войсках уже сформировались четкие приоритеты и классы техники.
Наиболее известными немецкими грузовиками были машины Opel Blitz грузоподъемностью 3000 кг. Они оснащались 6–цилиндровыми карбюраторными двигателями рабочим объемом 3626 см3, мощностью 68 л. с. (с 1939 г. – 75 л. с.). С 1937 по 1944 год данная модель выпускалась на заводе в Бранденбурге, но после бомбардировок опелевского завода с 1944 года их аналоги шли в войска и под именем Mercedes-Benz L701 и выпускались на предприятии Daimler.
Для более тяжелых грузов использовались 3-осные Henschel 33D1
грузоподъемностью 3500 кг с колесной формулой 6x4. Фирма «Хеншель» (из города Кассель) начала его выпуск еще в 1934 году. На автомобиль устанавливался 6–цилиндровый дизельный двигатель рабочим объемом 9123 см3, мощностью 100 л. с. и имел кабину с брезентовой крышей.
Кроме упомянутых моделей, которые можно было видеть в реконструкции, вермахт использовал и технику производства Чехии, Франции, Италии, Венгрии, Австрии, но основу армейского транспорта составляли все-таки немецкие «Даймлер-Бенц», «Боргвард», «Бюссинг-НАГ», «Магирус», «МАН».
На военно-исторической реконструкции AUTO-Consulting обнаружил и уникальный Citroen 23. Внешне он сильно напоминает нашу «полуторку» ГАЗ-АА, но роднит его с ней только время производства и грузоподъемность – 1,5 т. Капотные Citroen 23U с колесной базой 3380 мм и длиннобазные 23LU (3750 мм), унифицированные по агрегатам с легковой моделью 11CV и оснащенные 1,9-литровым мотором мощностью 42 л.с. С полной массой 3520 кг они развивали скорость 70 км/ч./ С конца 1930-х годов выпускался армейский вариант Т-23 (23R) с 48-сильным вариантом прежнего двигателя. Только в Вермахте машин 23 серии было около 6 тыс. единиц. Поставлял технику вермахту и концерн «Рено», который выпустил в 1940–1944 годах 35 000 грузовиков, большинство из которых воевало в германской армии.
Не менее мощным в Германии было и производство военных легковых автомобилей. В 1930-е годы простые "кюбельвагены" для Вермахта выпускали многие немецкие автомобильные фирмы. Самые простые и недорогие машины предлагали относительно небольшие компании "Адлер" (Adler), БМВ (BMW), "Вандерер" (Wanderer), "Ганомаг" (Hanomag), ДКВ (DKW), "Штёвер" (Stoewer) и другие. Обычно они выпускали только шасси, а кузова различных видов, конфигурации и комплектации на них устанавливали специализированные кузовные изготовители "Ауэр" (Auer), "Аккерманн" (Ackermann), "Амби-Бадд" (Ambi-Budd), "Бауэр" (Bauer), "Гаубшат" (Gaubschat), "Глэзер" (Glaser), "Трутц" (Trutz), "Эрдманн унд Росси" (Erdmann & Rossi) и многие другие. Самый обширный ряд прочных и наиболее качественных марок предлагал концерн "Даймлер-Бенц", а также фирмы "Опель" (Opel) и "Хорьх. (Horch). Но самым известным "кюбельвагеном" считается Volkswagen 82.
Еще один уникальный экземпляр самого массового авто вермахта AUTO-Consulting обнаружил в Киеве – это VW Type 82 или Kübelwagen. Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.) и получил обозначение KdF Тур 62 или VW Тур 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначание KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug —- «автомобиль»). Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).
В марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см³. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и войсках СС. Компановочно VW 82 – это был практически «Фольксваген Жук», который впоследствии стал самым массовым, но уже мирным автомобилем VW. Если бы не война, наверное «Жук» появился бы раньше, но в 40-е годы Германии не нужны были дешевые автомобили для мирных граждан, а нужны были неприхотливые армейские внедорожники и гений Фердинанта Порше тогда сработал на армию.
На реконструкции в Киеве AUTO-Consulting обнаружил и полностью рабочий полугусеничный бронетранспортёр Sd. Kfz. 251 Ausf, который использовали во многих подразделениях немецких войск. Благодаря гусеничному приводу он обладал хорошей проходимостью и мог нести любое вооружение и перевозить под броней личный состав.
В этом году в действе были задействованы и оригинальные немецкие танки «Тигр» и «Пантера», а также десятки мотоциклов, которые составляли основу для немецких мотопехотных частей. При этом мотоцикл в немецких войсках – это было своеобразное ноухау, так как он обладал большой мобильностью и мог быть оснащен пулеметом. Рейды немецких мотоциклистов на BMW или DKW были молниеносны и неожиданны.
Мощь немецкой техники в первые дни войны была ошеломляющая, ведь СССР в то время мог противопоставить только устаревшие танки, а основным автомобилем в войсках были ГАЗ-АА «полуторка» и 3-тонный ЗИС-5. В первые месяцы войны на фронтах не было даже армейского штабного автомобиля, которым потом стал ГАЗ-64 (было выпущено всего 686 штук), а в 1942-м начали поступать первые ГАЗ-67. В реконструкции AUTO-Consulting обнаружил и два прекрасно восстановленных экземпляра бронеавтомобиля БА-64, которые были единственным легким броневиком в Красной Армии и противостояли различным видам немецких бронетранспортеров.
Большим подспорьем для Красной Армии стали американские автомобили, поставляемые по «лэнд-лизу». Так к концу войны в войска было поставлено 50000 штук Wyllis MB, Ford GP (от этого сокращения и пошло название «джип»), а также Bentam. Поставлялись в войска и более крупные внедорожники Dodge WC-51, прозванные «три четверти» за грузоподъемность в 750 кг.
Основную тяготу войны на своих кузовах (плечах) вывезла «полуторка» ГАЗ-АА. Общий тираж «полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров, но конечно, автомобилей в войсках было намного меньше, так как их нещадно уничтожала немецкая авиация и завод ГАЗ в военные годы выпускал даже упрощенные версии с одной фарой и деревянной кабиной, так как не хватало комплектующих и металла.
Вторым трудягой, по-праву, считают ЗИС-5, который имел грузоподъемность 3 т и именно на этот автомобиль установили знаменитые реактивные установки «Катюша».
Но все ветераны вспоминают и еще один автомобиль, который стал очень любимым в войсках. Это американский 3-осный Studebeker US6. Впервые экзотическая машинка появилась на наших дорогах уже осенью 1941; пока в минимальных количествах, но уже летом 1942 автомобиль стал узнаваемым на всех фронтах. Доставлялись в СССР они весьма необычным способом – через Иран, а сам маршрут получил название «трансиранского». Почти сразу в порты Ирана двинулись американские сухогрузы, чей путь от побережья США до берегов Ирана был равен двум с половиной месяцам. Специально для поставок по ленд-лизу была модернизирована трансиранская железная дорога, и на скорую руку построены множество дорог автомобильных, а также под руководством корпорации GM там было построено два автосборочных предприятия; значительная часть автотранспорта поставлялась в машинокомплектах. Из Ирана на фронт грузовики шли уже своим ходом, и уже с грузами. Всего в СССР было поставлено более 100 000 одних только «студебекеров». Но, кроме собственно «Студебекера Ю-Эс 6», в Советский Союз поставлялись, хоть и в гораздо меньших объемах, грузовики Chevrolet G7107 и Ford G8T. Именно уникальный Chevrolet G7107 4х4 AUTO-Consulting и сфотографировал в Киеве.
Любопытна и судьба такого огромного количества Studebeker, Wyllis, Dodge, Chevrolet после войны. Неужели они все погибли на фронтах? Почему до наших дней дошло так мало этой техники? Увы, судьба большинства этих трудяг войны была печальна: согласно условиям «ленд-лиза», СССР расплачивался только за потерянную в боях технику, а уцелевшая подлежала возвращению. В полном комплекте. Как следствие, перед тем как быть отданными американской стороне «студеры» проходили «капиталку», в них заливали свежие технические жидкости, меняли изношенные запчасти на новые, подкрашивали и сдавали обратно американской приемной комисси.
А после, по словам очевидцев, в порт прибывал сухогруз, с него на берег выгружался и монтировался специальный пресс, и тщательно ухоженные грузовики прессовались в нем до нескольких кубометров лома, в компактные брикеты, поскольку столько б/у-шной техники США было ни к чему. После брикеты грузились на корабли, но и везти их как металлолом в США было слишком расточительно. И их просто топили в океане. А та техника, которая осталась у нас – это машины, которые по каким-то причинам не прошла комиссию для возврата. Но, к счастью, именно по ней мы можем сейчас изучить на чем воевали наши войска в той страшной войне. Согласно статистике по состоянию на 1 мая 1945 года в Красной Армии имелось 664, 5 тысячи автомобилей, из них: 58,1 % – отечественного производства, 32,8 % – автомобили, полученные по ленд-лизу и 9,1 % (примерно 60,5 тысяч единиц) – трофейные.
Вот такой тяжелой была та Победа 9 мая 1945 года.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Редакция выражает благодарность МОО Киевский клуб «Красная Звезда» за помощь в организации съемок
Автомобили на фронтах Второй мировой войны
|
|