Что нужно знать, выбирая ксеноновые лампы Автоэлектроника | Размещено - 2010-01-27 19:23:10 | Прочитано - 21315 раз(а)
Разработки более эффективного, чем нить накаливания источника света для автомобильных фар были начаты в начале 90-х годов ведущими производителями автомобильных ламп, компаниями Philips и Osram, по заказу автопроизводителей.
Ксеноновая лампа не была изобретена «с нуля». Возникающая между двумя электродами в газовой среде электрическая дуга уже давно использовалась для освещения офисных помещений, городских улиц, в кинотехнике и медицине. А свое название лампа получила от газа ксенона, который закачивают в нее под высоким давлением.
Газоразрядные источники света достаточно капризны и могут менять свои характеристики при нагреве. Для их поджига требуется импульс порядка 50 кВ и точная регулировка тока в процессе работы. Поэтому создать автомобильную лампу, которая стабильно работала бы при различных температурах, плавающем напряжении и тряске оказалось достаточно сложно.
Электрическая дуга ксеноновых ламп имеет форму, напоминающую букву «С». Для оптики лучше, чтобы она была прямой, как нить накаливания. Но добиться этого пока производителям не удалось. На сегодняшний момент лампы с наименьшей кривизной дуги выпускает Philips.
Газоразрядные лампы излучают ультрафиолет, который, как известно, используют в медучреждениях для стерилизации помещений и инструментов. Губителен он и для фар. Под действием излучения пластик рассеивателя желтеет. Это становится заметным уже через два-три года эксплуатации автомобиля. Поэтому при производстве ламп Philips используют специальное кварцевое стекло, почти полностью задерживающее ультрафиолетовое излучение.
Срок службы ксеноновых ламп составляет 3 тыс. часов, что почти в 4 раза больше, чем у галогеновых, ресурс которых около 700 часов Первой в линейке Philips появилась лампа Xenon Standard с цветовой температурой около 4 200 кельвинов. Она производится до сих пор и поставляется на конвейеры автозаводов.
В процессе работы у ксеноновых ламп несколько повышается цветовая температура. На освещении дороги это никак не сказывается, но излучаемый ими свет становится более белым. Если одна из ламп перегорит или будет разбита при аварии, придется менять обе, чтобы световой поток обеих ламп имел одинаковую температуру. Этого можно избежать, если вместо перегоревшей поставить специально разработанную для таких случаев Philips Color Match с цветовой температурой примерно 4 500 кельвинов.
Затем был налажен выпуск модели Blue Vision с температурой 5 тыс. кельвинов, а в 2008 году появилась Xenon Ultra Blue с цветовой температурой 6 тыс. кельвинов. Создаваемый этой лампой свет абсолютно белый, без каких–либо голубых или других оттенков. Он максимально похож на дневной, а потому максимально комфортен для глаз и не утомляет зрение водителя.
Изначально, ксеноновые лампы разрабатывались исключительно для поставок на сборочные конвейеры автозаводов, а не для рынка запчастей. Ксенон - мощный источник света способный надолго ослепить человека и использовать его нужно крайне осторожно. Поэтому автомобили с «родным» ксеноном в обязательном порядке имеют автоматический корректор и очиститель (либо омыватель) фар. Первый не допустит нарушения регулировки ближнего света при загрузке автомобиля. Второй не позволит грязи накапливаться на стекле фары и отклонять световой пучок в стороны.
Простая замена галогеновых ламп ксеноновыми приводит к тому, что фары начинают светить в глаза водителей. Отрегулировать их не получится, поскольку сконструированы они для работы с совершенно другим источником света. В Европе даже продажа комплектов для такого переоборудования автомобилей запрещена. В России же внесение изменений в заводскую конструкцию внешних световых приборов противоречит требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Если света галогеновых фар недостаточно, лучше заменить их на аналогичные, но с увеличенным световым потоком. Более мощные, например 100 ваттные, ставить также не рекомендуется, поскольку они сильнее нагреваются, создают гораздо большую нагрузку на электрическую сеть автомобиля и пластиковые детали фар приходят в негодность (плавятся) в течение пары месяцев.
В магазинах запчастей можно найти множество подделок под известные бренды, а также лампы с цветовой температурой в 8 тыс. и даже 12 тыс. кельвинов. Как правило, все они сделаны в Китае или Корее. От их покупки лучше воздержаться. Дело в том, что цветовую температуру нельзя увеличивать до бесконечности. Шесть тыс. кельвинов – это предел, после которого происходит резкое снижение светового потока и соответственно освещенности участка дороги. Поэтому если есть желание поставить на машину лампы, которые будут хорошо освещать дорогу и не вредить автомобилю и окружающим, нужно правильно их подбирать и покупать исключительно у официальных дилеров.