Цены на квартиры в столичных многоэтажках давно уже не растут в полтора-два раза как два года назад, но паркинги и гаражи в их дворах продолжают дорожать. По данным агентства Планета Оболонь, за 2007 г. средняя стоимость 1 кв. м жилья на вторичном рынке выросла на 12% – до $2 910. Однако цены парковочных мест и гаражей росли куда большими темпами. За прошлый год они стали дороже на 25–100%.
Сегодня зачастую 1 кв. м парковки стоит столько же, сколько 1 кв. м квартиры.
Например, сейчас в продаже у Киевгорстроя есть паркоместа в строящемся доме в спальном микрорайоне Позняки за 210 тыс. грн, Житло-Инвест продает в строящемся доме 1 кв. м паркинга за 6 тыс. грн.
«Это же просто асфальтированная площадка 2 на 3 метра, и больше ничего. С гаражом это не сравнимо», – удивляется таким расценкам киевлянин Виталий. Однако это не мешает ему привязывать цену своего гаража, который он продает уже год, к ценам паркинга в новостройках. Если в январе прошлого года Виталий просил за свой гараж $12,8 тыс., то сейчас – уже $22 тыс.
Причины столь стремительного роста цен строители и продавцы частники называют одни и те же – дефицит и стремительно обновляющийся парк машин украинцев. Мест для стоянки действительно не хватает, однако в этом отчасти виноваты и сами строители. Сейчас при строительстве дома в центральной части Киева застройщик должен построить 1 машиноместо на каждую квартиру, а в нецентральной части города – 1 машиноместо на каждые 2 квартиры. Но эти правила зачастую застройщиками не выполняются.
Продажи новых авто бьют год от года рекорды. В 2007 г. они выросли на 46% до 542 тыс. При этом большая их часть пришлась на столицу. Однако единственное, о чем умалчивают строители и продавцы – это о том, что более 70% этих машин стоили дешевле чем гаражи – $20–25 тыс.